МАОУ "Лычковская средняя школа имени Героя Советского Союза Стружкина И.В."
с. Лычково, Демянский р-н, Новгородская обл
  • Дополнительное образование для детей с РАС

    Обеспечение реализации прав детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей-инвалидов на участие в программах дополнительного образования является одной из важнейших задач государственной образовательной политики. Основополагающим законодательным актом, регулирующим процесс образования детей с ОВЗ, является Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 273-ФЭ, ФЗ № 273). Получение дополнительного образования регулируется главой 10 ФЗ № 273. В части 2 статьи 75 ФЗ № 273(с изменениями и дополнениями, вступившими в силу 24.07.2015г.).
    источник: https://www.mgpu.ru/wp-content/uploads/2022/03/autizm.jpg.

    Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа «РАСкраски»  социально-педагогической направленности обеспечивает реализацию образовательных прав ребенка на получение соответствующего его возможностям  дополнительного образования.

    В 2006 году наша страна ратифицировала Конвенцию о  правах инвалидов. В ней определена необходимость использования технологий учитывающих разные формы инвалидности, принятие и содействие использованию жестовых языков, азбуки Брайля, дополнительных и альтернативных способов общения и всех других доступных способов, методов и форматов общения по выбору инвалидов.

    Не смотря на то, что  сфера дополнительного образования не подверглась стандартизации, исключать целевые ориентиры ФГОС НОО ОВЗ при работе с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра (РАС) методически необоснованно. Дошкольная ступень образования готовит ребенка к новому социальному статусу. Это означает, что с ним неизбежно произойдут изменения. Дети с РАС идут по своему особенному пути развития.

    Помимо первичного дефекта, у некоторого количества детей, имеющих такой диагноз, отмечается нарушение речи, которое выступает вторичным и дает возможность специалисту скорректировать его, предложить ребенку такой способ общения, который будет доступен ему и собеседнику. Коммуникация – это процесс установления и развития контактов между людьми, возникающий в связи с потребностью в совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, характеризующийся взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга. При нарушении функций речи или ее отсутствии может быть использованы средства альтернативной коммуникации. Не говорящие дети имеют ограниченные возможности формирования навыков общения и взаимодействия с социальным окружением. Коммуникация с помощью вспомогательных устройств включает в себя коммуникацию с использованием различных приспособлений: доски, альбомы, электронные устройства, символы или картинки.     

     Актуальность адаптированной дополнительной образовательной программы в том, что на современном этапе развития общества оно отвечает запросам родителей, воспитывающих ребенка с РАС, формирует социально значимые знания, умения и навыки, оказывает комплексное воздействие на развитие коммуникативной сферы ребенка. Сложности в процессе коммуникации с такими детьми, отсутствие квалифицированных специалистов привели к тому, что дети тяжело вступают в контакт со сверстниками и другими взрослыми. Особенно этот аспект актуален для семей, имеющих не говорящего ребенка. Находясь в привычной для него среде, со взрослыми, которые знают основные приемы коммуницирования и их значение, ребенок легко дает знать о своих желаниях и потребностях. Взрослые понимают его. Попадая же в незнакомую среду, ко взрослым, которые его не понимают, ребенок не может найти тот способ общения, который позволит ему добиться желаемого. Дополнительными факторами, влияющими на психологическое состояние ребенка, становятся новые звуки, новые ощущения, незнакомая обстановка. Их интенсивность и частота заставляют в усиленном режиме функционировать сенсорную сферу. Процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Взрослым кажется, что ребенок становится неуправляемым. Родителям все сложнее находить общий язык с педагогами. Итогом такого общения  становится его полное прекращение в виду того, что специалист не смог найти точки соприкосновения с не говорящим ребенком.

    Отличительной особенностью программы является то, что на занятиях ребенок знакомится с графическим изображением слов (пиктограммой). Освоение материала происходит в практической деятельности. Закономерности использования графических средств представлены в виде схем. Переход  к новой теме предполагает постоянное повторение пройденного материала. Реализация программы подразумевает тесное сотрудничество с семьей. Отработанные на занятиях пиктограммы плавно переходят в повседневную жизнь ребенка. Для освоения альтернативных способов коммуникации предполагается использование системы пиктографических символов (пиктографическая коммуникация - PIC). Она основана на использовании неартикуляционных средств общения, визуальных речевых кодов. Они рассматриваются в качестве средств первичной коммуникации, предшествующие формированию языковых средств общения, являются основными средствами коммуникации, необходимой базой развития. Преимущество использования графических символов заключается в том, что все участники коммуникации ориентируются и используют одни и те же изображения.

    Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа разработана для ребенка 6-7 лет, имеющего расстройство аутистического спектра, вторичным дефектом которого является отсутствие речи. Ребенок может посещать детский сад или  находится на домашнем обучении. Одним из условий работы является минимальное понимание обращенной речи. 

    Форма обучения – очные индивидуальные занятия, проводимые на дому. Учебный год начинается 10 сентября и заканчивается 30 мая. Программа рассчитана на один год обучения. Общее количество часов по программе составляет 72 часа. Продолжительность и число занятий в неделю устанавливается в зависимости от возрастных и психофизиологических особенностей, допустимой нагрузки учащихся с учетом санитарных норм и правил. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 академических часа. Продолжительность одного академического часа составляет 25 минут. Перерыв между занятиями 10 минут. Постоянный состав группы – 1 человек, имеющий инвалидность.

    Методы, используемые при реализации адаптированной дополнительной  общеразвивающей программы:

    • словесные: беседа, объяснение, повторение;
    • наглядные: демонстрация графических изображений, показ видео материалов, наблюдение, сопоставление пиктограмм и фотоматериалов;

    Основными типами занятий при реализации программы являются комбинированные занятия, а так же практические и диагностические. Основными формами проведения занятий является беседа, наблюдение, сюжетно-ролевая игра. В содержании программы по завершении каждого раздела запланированы консультации для родителей с целью корректирования образовательной траектории и закрепления полученных умений и навыков.

    Цель  и задачи программы

    Цель: обучение альтернативному способу коммуникации через использование символов и пиктограмм.

    Задачи программы:

    • познакомить и ввести в обиход знаково-символьную систему общения;
    • способствовать социализации ребенка через раскодирование сообщений, поступающих в форме знаков и символов;
    • содействовать развитию экспрессивной речи.

    Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа «РАСкраски»  социально-педагогической направленности обеспечивает реализацию образовательных прав ребенка на получение соответствующего его возможностям  дополнительного образования.

    В 2006 году наша страна ратифицировала Конвенцию о  правах инвалидов. В ней определена необходимость использования технологий учитывающих разные формы инвалидности, принятие и содействие использованию жестовых языков, азбуки Брайля, дополнительных и альтернативных способов общения и всех других доступных способов, методов и форматов общения по выбору инвалидов.

    Не смотря на то, что  сфера дополнительного образования не подверглась стандартизации, исключать целевые ориентиры ФГОС НОО ОВЗ при работе с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра (РАС) методически необоснованно. Дошкольная ступень образования готовит ребенка к новому социальному статусу. Это означает, что с ним неизбежно произойдут изменения. Дети с РАС идут по своему особенному пути развития.

    Помимо первичного дефекта, у некоторого количества детей, имеющих такой диагноз, отмечается нарушение речи, которое выступает вторичным и дает возможность специалисту скорректировать его, предложить ребенку такой способ общения, который будет доступен ему и собеседнику. Коммуникация – это процесс установления и развития контактов между людьми, возникающий в связи с потребностью в совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, характеризующийся взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга. При нарушении функций речи или ее отсутствии может быть использованы средства альтернативной коммуникации. Не говорящие дети имеют ограниченные возможности формирования навыков общения и взаимодействия с социальным окружением. Коммуникация с помощью вспомогательных устройств включает в себя коммуникацию с использованием различных приспособлений: доски, альбомы, электронные устройства, символы или картинки.     

     Актуальность адаптированной дополнительной образовательной программы в том, что на современном этапе развития общества оно отвечает запросам родителей, воспитывающих ребенка с РАС, формирует социально значимые знания, умения и навыки, оказывает комплексное воздействие на развитие коммуникативной сферы ребенка. Сложности в процессе коммуникации с такими детьми, отсутствие квалифицированных специалистов привели к тому, что дети тяжело вступают в контакт со сверстниками и другими взрослыми. Особенно этот аспект актуален для семей, имеющих не говорящего ребенка. Находясь в привычной для него среде, со взрослыми, которые знают основные приемы коммуницирования и их значение, ребенок легко дает знать о своих желаниях и потребностях. Взрослые понимают его. Попадая же в незнакомую среду, ко взрослым, которые его не понимают, ребенок не может найти тот способ общения, который позволит ему добиться желаемого. Дополнительными факторами, влияющими на психологическое состояние ребенка, становятся новые звуки, новые ощущения, незнакомая обстановка. Их интенсивность и частота заставляют в усиленном режиме функционировать сенсорную сферу. Процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Взрослым кажется, что ребенок становится неуправляемым. Родителям все сложнее находить общий язык с педагогами. Итогом такого общения  становится его полное прекращение в виду того, что специалист не смог найти точки соприкосновения с не говорящим ребенком.

    Отличительной особенностью программы является то, что на занятиях ребенок знакомится с графическим изображением слов (пиктограммой). Освоение материала происходит в практической деятельности. Закономерности использования графических средств представлены в виде схем. Переход  к новой теме предполагает постоянное повторение пройденного материала. Реализация программы подразумевает тесное сотрудничество с семьей. Отработанные на занятиях пиктограммы плавно переходят в повседневную жизнь ребенка. Для освоения альтернативных способов коммуникации предполагается использование системы пиктографических символов (пиктографическая коммуникация - PIC). Она основана на использовании неартикуляционных средств общения, визуальных речевых кодов. Они рассматриваются в качестве средств первичной коммуникации, предшествующие формированию языковых средств общения, являются основными средствами коммуникации, необходимой базой развития. Преимущество использования графических символов заключается в том, что все участники коммуникации ориентируются и используют одни и те же изображения.

    Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа разработана для ребенка 6-7 лет, имеющего расстройство аутистического спектра, вторичным дефектом которого является отсутствие речи. Ребенок может посещать детский сад или  находится на домашнем обучении. Одним из условий работы является минимальное понимание обращенной речи. 

    Форма обучения – очные индивидуальные занятия, проводимые на дому. Учебный год начинается 10 сентября и заканчивается 30 мая. Программа рассчитана на один год обучения. Общее количество часов по программе составляет 72 часа. Продолжительность и число занятий в неделю устанавливается в зависимости от возрастных и психофизиологических особенностей, допустимой нагрузки учащихся с учетом санитарных норм и правил. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 академических часа. Продолжительность одного академического часа составляет 25 минут. Перерыв между занятиями 10 минут. Постоянный состав группы – 1 человек, имеющий инвалидность.

    Методы, используемые при реализации адаптированной дополнительной  общеразвивающей программы:

    • словесные: беседа, объяснение, повторение;
    • наглядные: демонстрация графических изображений, показ видео материалов, наблюдение, сопоставление пиктограмм и фотоматериалов;

    Основными типами занятий при реализации программы являются комбинированные занятия, а так же практические и диагностические. Основными формами проведения занятий является беседа, наблюдение, сюжетно-ролевая игра. В содержании программы по завершении каждого раздела запланированы консультации для родителей с целью корректирования образовательной траектории и закрепления полученных умений и навыков.

    Цель  и задачи программы

    Цель: обучение альтернативному способу коммуникации через использование символов и пиктограмм.

    Задачи программы:

    • познакомить и ввести в обиход знаково-символьную систему общения;
    • способствовать социализации ребенка через раскодирование сообщений, поступающих в форме знаков и символов;
    • содействовать развитию экспрессивной речи.

    Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа «РАСкраски»  социально-педагогической направленности обеспечивает реализацию образовательных прав ребенка на получение соответствующего его возможностям  дополнительного образования.

    В 2006 году наша страна ратифицировала Конвенцию о  правах инвалидов. В ней определена необходимость использования технологий учитывающих разные формы инвалидности, принятие и содействие использованию жестовых языков, азбуки Брайля, дополнительных и альтернативных способов общения и всех других доступных способов, методов и форматов общения по выбору инвалидов.

    Не смотря на то, что  сфера дополнительного образования не подверглась стандартизации, исключать целевые ориентиры ФГОС НОО ОВЗ при работе с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра (РАС) методически необоснованно. Дошкольная ступень образования готовит ребенка к новому социальному статусу. Это означает, что с ним неизбежно произойдут изменения. Дети с РАС идут по своему особенному пути развития.

    Помимо первичного дефекта, у некоторого количества детей, имеющих такой диагноз, отмечается нарушение речи, которое выступает вторичным и дает возможность специалисту скорректировать его, предложить ребенку такой способ общения, который будет доступен ему и собеседнику. Коммуникация – это процесс установления и развития контактов между людьми, возникающий в связи с потребностью в совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, характеризующийся взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга. При нарушении функций речи или ее отсутствии может быть использованы средства альтернативной коммуникации. Не говорящие дети имеют ограниченные возможности формирования навыков общения и взаимодействия с социальным окружением. Коммуникация с помощью вспомогательных устройств включает в себя коммуникацию с использованием различных приспособлений: доски, альбомы, электронные устройства, символы или картинки.     

     Актуальность адаптированной дополнительной образовательной программы в том, что на современном этапе развития общества оно отвечает запросам родителей, воспитывающих ребенка с РАС, формирует социально значимые знания, умения и навыки, оказывает комплексное воздействие на развитие коммуникативной сферы ребенка. Сложности в процессе коммуникации с такими детьми, отсутствие квалифицированных специалистов привели к тому, что дети тяжело вступают в контакт со сверстниками и другими взрослыми. Особенно этот аспект актуален для семей, имеющих не говорящего ребенка. Находясь в привычной для него среде, со взрослыми, которые знают основные приемы коммуницирования и их значение, ребенок легко дает знать о своих желаниях и потребностях. Взрослые понимают его. Попадая же в незнакомую среду, ко взрослым, которые его не понимают, ребенок не может найти тот способ общения, который позволит ему добиться желаемого. Дополнительными факторами, влияющими на психологическое состояние ребенка, становятся новые звуки, новые ощущения, незнакомая обстановка. Их интенсивность и частота заставляют в усиленном режиме функционировать сенсорную сферу. Процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Взрослым кажется, что ребенок становится неуправляемым. Родителям все сложнее находить общий язык с педагогами. Итогом такого общения  становится его полное прекращение в виду того, что специалист не смог найти точки соприкосновения с не говорящим ребенком.

    Отличительной особенностью программы является то, что на занятиях ребенок знакомится с графическим изображением слов (пиктограммой). Освоение материала происходит в практической деятельности. Закономерности использования графических средств представлены в виде схем. Переход  к новой теме предполагает постоянное повторение пройденного материала. Реализация программы подразумевает тесное сотрудничество с семьей. Отработанные на занятиях пиктограммы плавно переходят в повседневную жизнь ребенка. Для освоения альтернативных способов коммуникации предполагается использование системы пиктографических символов (пиктографическая коммуникация - PIC). Она основана на использовании неартикуляционных средств общения, визуальных речевых кодов. Они рассматриваются в качестве средств первичной коммуникации, предшествующие формированию языковых средств общения, являются основными средствами коммуникации, необходимой базой развития. Преимущество использования графических символов заключается в том, что все участники коммуникации ориентируются и используют одни и те же изображения.

    Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа разработана для ребенка 6-7 лет, имеющего расстройство аутистического спектра, вторичным дефектом которого является отсутствие речи. Ребенок может посещать детский сад или  находится на домашнем обучении. Одним из условий работы является минимальное понимание обращенной речи. 

    Форма обучения – очные индивидуальные занятия, проводимые на дому. Учебный год начинается 10 сентября и заканчивается 30 мая. Программа рассчитана на один год обучения. Общее количество часов по программе составляет 72 часа. Продолжительность и число занятий в неделю устанавливается в зависимости от возрастных и психофизиологических особенностей, допустимой нагрузки учащихся с учетом санитарных норм и правил. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 академических часа. Продолжительность одного академического часа составляет 25 минут. Перерыв между занятиями 10 минут. Постоянный состав группы – 1 человек, имеющий инвалидность.

    Методы, используемые при реализации адаптированной дополнительной  общеразвивающей программы:

    • словесные: беседа, объяснение, повторение;
    • наглядные: демонстрация графических изображений, показ видео материалов, наблюдение, сопоставление пиктограмм и фотоматериалов;

    Основными типами занятий при реализации программы являются комбинированные занятия, а так же практические и диагностические. Основными формами проведения занятий является беседа, наблюдение, сюжетно-ролевая игра. В содержании программы по завершении каждого раздела запланированы консультации для родителей с целью корректирования образовательной траектории и закрепления полученных умений и навыков.

    Цель  и задачи программы

    Цель: обучение альтернативному способу коммуникации через использование символов и пиктограмм.

    Задачи программы:

    • познакомить и ввести в обиход знаково-символьную систему общения;
    • способствовать социализации ребенка через раскодирование сообщений, поступающих в форме знаков и символов;
    • содействовать развитию экспрессивной речи.

    В 2006 году наша страна ратифицировала Конвенцию о  правах инвалидов. В ней определена необходимость использования технологий учитывающих разные формы инвалидности, принятие и содействие использованию жестовых языков, азбуки Брайля, дополнительных и альтернативных способов общения и всех других доступных способов, методов и форматов общения по выбору инвалидов.

    Не смотря на то, что  сфера дополнительного образования не подверглась стандартизации, исключать целевые ориентиры ФГОС НОО ОВЗ при работе с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра (РАС) методически необоснованно. Дошкольная ступень образования готовит ребенка к новому социальному статусу. Это означает, что с ним неизбежно произойдут изменения. Дети с РАС идут по своему особенному пути развития.

    Помимо первичного дефекта, у некоторого количества детей, имеющих такой диагноз, отмечается нарушение речи, которое выступает вторичным и дает возможность специалисту скорректировать его, предложить ребенку такой способ общения, который будет доступен ему и собеседнику. Коммуникация – это процесс установления и развития контактов между людьми, возникающий в связи с потребностью в совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, характеризующийся взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга. При нарушении функций речи или ее отсутствии может быть использованы средства альтернативной коммуникации. Не говорящие дети имеют ограниченные возможности формирования навыков общения и взаимодействия с социальным окружением. Коммуникация с помощью вспомогательных устройств включает в себя коммуникацию с использованием различных приспособлений: доски, альбомы, электронные устройства, символы или картинки.     

     Актуальность адаптированной дополнительной образовательной программы в том, что на современном этапе развития общества оно отвечает запросам родителей, воспитывающих ребенка с РАС, формирует социально значимые знания, умения и навыки, оказывает комплексное воздействие на развитие коммуникативной сферы ребенка. Сложности в процессе коммуникации с такими детьми, отсутствие квалифицированных специалистов привели к тому, что дети тяжело вступают в контакт со сверстниками и другими взрослыми. Особенно этот аспект актуален для семей, имеющих не говорящего ребенка. Находясь в привычной для него среде, со взрослыми, которые знают основные приемы коммуницирования и их значение, ребенок легко дает знать о своих желаниях и потребностях. Взрослые понимают его. Попадая же в незнакомую среду, ко взрослым, которые его не понимают, ребенок не может найти тот способ общения, который позволит ему добиться желаемого. Дополнительными факторами, влияющими на психологическое состояние ребенка, становятся новые звуки, новые ощущения, незнакомая обстановка. Их интенсивность и частота заставляют в усиленном режиме функционировать сенсорную сферу. Процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Взрослым кажется, что ребенок становится неуправляемым. Родителям все сложнее находить общий язык с педагогами. Итогом такого общения  становится его полное прекращение в виду того, что специалист не смог найти точки соприкосновения с не говорящим ребенком.

    Отличительной особенностью программы является то, что на занятиях ребенок знакомится с графическим изображением слов (пиктограммой). Освоение материала происходит в практической деятельности. Закономерности использования графических средств представлены в виде схем. Переход  к новой теме предполагает постоянное повторение пройденного материала. Реализация программы подразумевает тесное сотрудничество с семьей. Отработанные на занятиях пиктограммы плавно переходят в повседневную жизнь ребенка. Для освоения альтернативных способов коммуникации предполагается использование системы пиктографических символов (пиктографическая коммуникация - PIC). Она основана на использовании неартикуляционных средств общения, визуальных речевых кодов. Они рассматриваются в качестве средств первичной коммуникации, предшествующие формированию языковых средств общения, являются основными средствами коммуникации, необходимой базой развития. Преимущество использования графических символов заключается в том, что все участники коммуникации ориентируются и используют одни и те же изображения.

    Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа разработана для ребенка 6-7 лет, имеющего расстройство аутистического спектра, вторичным дефектом которого является отсутствие речи. Ребенок может посещать детский сад или  находится на домашнем обучении. Одним из условий работы является минимальное понимание обращенной речи. 

    Форма обучения – очные индивидуальные занятия, проводимые на дому. Учебный год начинается 10 сентября и заканчивается 30 мая. Программа рассчитана на один год обучения. Общее количество часов по программе составляет 72 часа. Продолжительность и число занятий в неделю устанавливается в зависимости от возрастных и психофизиологических особенностей, допустимой нагрузки учащихся с учетом санитарных норм и правил. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 академических часа. Продолжительность одного академического часа составляет 25 минут. Перерыв между занятиями 10 минут. Постоянный состав группы – 1 человек, имеющий инвалидность.

    Методы, используемые при реализации адаптированной дополнительной  общеразвивающей программы:

    • словесные: беседа, объяснение, повторение;
    • наглядные: демонстрация графических изображений, показ видео материалов, наблюдение, сопоставление пиктограмм и фотоматериалов;

    Основными типами занятий при реализации программы являются комбинированные занятия, а так же практические и диагностические. Основными формами проведения занятий является беседа, наблюдение, сюжетно-ролевая игра. В содержании программы по завершении каждого раздела запланированы консультации для родителей с целью корректирования образовательной траектории и закрепления полученных умений и навыков.

    Цель  и задачи программы

    Цель: обучение альтернативному способу коммуникации через использование символов и пиктограмм.

    Задачи программы:

    • познакомить и ввести в обиход знаково-символьную систему общения;
    • способствовать социализации ребенка через раскодирование сообщений, поступающих в форме знаков и символов;
    • содействовать развитию экспрессивной речи.

    Учебно-тематический план

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie